26.03.2019

Советы саяпкеров Серия «Традиционные знания кыргызов в помощь животноводам»

Советы саяпкеров Серия «Традиционные знания кыргызов в помощь животноводам»

Разработано ОФ «Рурал девелопмент фанд» (РДФ) при финансовой поддержке Фонда Кристенсен.

Рекомендовано к изданию консультационной группой поддержки проекта «Распространение кыргызских традиционных пасторальных и экологических знаний и оказание поддержки сообществам в совместном управлении горных экосистем в Кыргызстане» и Наблюдательным советом общественного фонда «Рурал девелопмент фанд»

Сбор, анализ и изложение: Кенеш Шапаков, РДФ. Консультант: К. Ашыралиев

Вниманию читателей представлены советы опытных саяпкеров для фермеров и любителей коней в надежде, что это поможет им использовать, сохранять и развивать народные методы и традиции кыргызского коневодства.

РДФ надеется, что предложенные методы и навыки, также некоторые другие практические советы помогут возродить, сохранить и улучшить методы животноводства и образа жизни молодого фермера.

Данное издание предназначено для фермеров, студентов и преподавателей профессионально-технических колледжей, училищ сельскохозяйственного на- правления и других заинтересованных лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 4
О кыргызской лошади……………………………………………….. 12
Обзор некоторых пород…………………………………………….. 17
Прославленные лошади Кыргызстана……………………… 22
Масти кыргызских лошадей………………………………………. 25
Традиционные способы отбора скакунов для воспитания………………………………………………………………….  

29

Отбор жеребенка в возрасте кулун………………………………. 30
Отбор в возрасте тай…………………………………………………… 31
Отбор в возрасте кунан……………………………………………….. 32
Отбор в возрасте бышты……………………………………………… 32
Традиционные способы отбора иноходцев разных возрастов……………………………………………………………………  

34

Традиционное воспитание скакунов и иноходцев……. 36
Воспитание в возрасте кулун……………………………………….. 38
Воспитание в возрасте тай………………………………………….. 39
Воспитание в возрасте кунан………………………………………. 40
Воспитание в возрасте бышты…………………………………….. 41
Воспитание в возрасте асый………………………………………… 42
Некоторые приемы тренировок и подготовка к со- ревнованиям………………………………………………………………  

44

Некоторые приёмы воспитания иноходи………………….. 47
Подготовка к соревнованиям за 60-80 дней………………….. 47
Работа с первой группой лошадей……………………………. 48
Режим тренировок за 10-15 дней до скачек…………………… 56
Наблюдение и меры предосторожности……………………….. 57
Работа со второй группой лошадей………………………….. 61
Скакуны и иноходцы устами народа………………………… 64
Наиболее распространённые запреты у кыргызов по отношению к лошадям……………………………………………….  

68

Заключение………………………………………………………………... 70
Список респондентов………………………………………………… 71

 

Введение

Кыргызы с древних времен занимались кочевым скотоводством. Вслед за своими стадами они преодолевали обширные пространства в поисках лучших пастбищ. Передвигаясь на значительные расстояния, переходя с одного пастбища на другое, целые кочевые селения – кыргызские аулы, перегоняли стада, перевозили все свое имущество. Кочевой образ жизни был немыслим без коня, по- тому коневодство древнего народа имеет многовековые корни. Огромное значение коня определялось, главным образом, экстенсивным характером традиционного скотоводства, когда лошадьми пользовались не только как транспортным средством, но и как вьючным животным.

Конь был неотьемлемой частью философии и мировоззрения, до мельчайших подробностей кочевники знали все особенности отбора и воспитания этого бла- городного животного. Из давних  времен  идет  пословица о том, что кыргыз не мыслит себя без коня: «У кого нет  коня – у того нет ног»  («Аты  жоктун  буту  жок»).

Среди исторических сведений, содержащихся в эпосе

«Манас», можно видеть трепетное отношение кыргызов к коню. Когда враг Конурбай поставил перед Манасом требование, чтобы тот отдал ему своего коня в обмен на примирение, советники предлагали герою уступить, на что Манас им ответил: «Потеря коня – это потеря чести. Безропотно уступить коня – вогнать себя в беду. Это судный день для меня, это я нахожусь в аду. Да мне легче жизнь отдать, чем отдать своего Мааникера!» (вольный пересказ отрывка из эпоса «Манас» из варианта Орозбакова С.). Подобных этому примеров в истории кыргызов встречается много.

Три ценности в глазах народа имели истинное значение, это – красивая девушка, лихой скакун и талантливый акын. Кочевой народ считал своим драгоценным богатством землю предков и эти три ценности. Люди гордились своими сокровищами, слагали легенды и в тяжелых ситуациях могли отдать их в виде бесценного откупа другому народу. Особое внимание заслуживали скакуны и иноходцы, которых бережно растили и лелеяли. Слава о таких конях широко распространялась среди людей.

Кыргызская лошадь была особенной, отличалась поразительной выносливостью и высокой проходимостью на пересеченной местности. Низкорослая, легкая, сильная, неприхотливая, она идеально подходила для жизни в горных условиях. В Википедии дается следующее описание кыргызской лошади: «Имеют густое сложение, крепки, выносливы и быстры. Среди кыргызских лошадей много иноходцев. В хорошем теле выглядят пропорционально, красиво сложенными. Спина короткая, но прочная, крестец мускулистый, ноги с ясно выделяющимися сухожилиями и настолько прочным копытом, что даже во время походов не нуждаются в ковке. На скачках, при дистанции 20-30 верст, одну версту проходят в среднем за 1 минуту 36 секунд».

Среди национальных видов спорта большую популярность имели, и сейчас имеют, скачки (Ат чабыш). Кыргызы любили проводить скачки, которые, к тому же, приносили немалый доход роду, семье, а призы и дары были демонстрацией мощи и богатства хозяина праздника. Традиционные соревнования на поминках известных и богатых людей были своего рода накопителем знаний и навыков по селекции породы, тренировке лошадей. На скачках оценивалась схожесть, повторяемость признаков, любители и профессиональные саяпкеры запоминали и обращали внимание на экстерьерные показатели, которые также были очень важны.

Много страстей кипело вокруг скачек. Иссыккульцы до сих пор вспоминают нешуточный конфликт, который чуть было не разгорелся на поминках бая Солтонкула. Было это в девяностых годах девятнадцатого века. Поминки Солтонкула с большим размахом проводил его сын Сарыбай.

Установили тысячу юрт для гостей, не считая юрт об- слуги. Во главе поминок стояла Иссык-кульская знать: Са- дыр-аке, Карач-аке, Кыдыр-аке, все 16 болушей, вся местная знать. Поваров привезли из Кашкара, рис, фрукты овощи – из Андижана, была выставлена охрана, в каждой юрте повесили по бурдюку насвая.

Гости прибыли со всех концов Кыргызстана. Из Чуйской долины приехала делегация во главе с Шабдан-баатыром и его помощником Бай-аке, делегацию из Жумгала возглав- лял бий-манап Байзак, Таласскую – манап батыр Ажибек, приехали из Оша и Жалал-Абада Жан-торо и Жаныбек баатыры со своей знатью в сопровождении 1000 человек и десятью сильными скакунами.

Прибыли гости из Аксы, Текеса, Турпан олуяты во главе с Осмонбеком и Суранчы, уйгуры и калмыки из Кулжи, прибыла делегация от четырех уездов южно-казахского региона возглавляемая Тезек-торо. Каждый регион привез своих скакунов. Из Казахстана Тезек-торо привёз своего знаменитого скакуна Чай-Бурул, Шабдан баатыр – своего прославленного Кок-Бышты. Не ударили лицом в грязь и другие гости.

Поминальные мероприятия должны были длиться шесть дней, это и кыз куумай, и жамбы атмай, и тоо-чеч- мей, и скачки однолеток, и состязание борцов и много чего другого. Но главное – скачки лошадей. Для победителей был выставлен приз из 25 номинаций. Первый приз – 1000 лошадей, второй – 600 лошадей, и так далее. Для само- го последнего призера – 25 лошадей. Об этом, а также об условиях соревнований, оповестил гостей знаменитый акын-импровизатор Арстанбек.

Иссык-кульские кыргызы делали ставку на Тор-Кашка – лошадь Чыныбая, недавно умершего иссык-кульского уездного начальника. Саяпкером был широко известный Жаныбек. Он то и сообщил Телегей – вдове Чыныбая и хозяйке лошади, что на доводку коня не хватает одного дня, а значит, скачки надо оттянуть. Передвинуть скачки – это большой скандал, многие собравшиеся претендуют на по- беду. И вот сын Чыныбая под покровом ночи направился со своей матерью к Сарыбаю.

Они легко прошли через охрану, все знали сына недавно умершего волостного управляющего. Когда гости вошли, присутствующие соскочили со своих мест, наперебой приглашали в юрту. Растерянность хозяев была понятна. Вдова Чыныбая приехала к Сарыбаю. По традиции в течение года вдова не выходит из дома и никому не показывает лицо. А тут Телегей прибыла… Что-то важное случилось, не иначе. Хозяева терялись в догадках, что же могло за- ставить женщину нарушить традиции почитания гибели мужа? Телегей усадили за дасторхон, начали угощать. Женщина сказала:

  • Да, я прибыла с одним делом, но вижу вашу реакцию, и ничего вам не скажу.

Сарыбай ей возразил:

  • Тетушка, уж коли вы приехали в такую даль, то видно важное дело у вас. Говорите, невыполнимых дел нет, все, что в наших силах – мы все сделаем.

Тогда Телегей сказала:

  • Скачки надо оттянуть на один день, это нужно для доводки нашего коня. Ему не хватило только одного дня тренировок. Мне не нужен ваш приз. Нужна слава, слава иссык-кульских скакунов. Нам важно сохранить репутацию и достоинство.

Да, действительно, вопрос трудный, все уже оповещены о дне соревнований.

  • Как же быть, как их уговорить, – сказал Сарыбай и задумался. Собрали узкий круг местной знати, посоветовавшись, решили: надо переносить.

Для этого послали к Тезек-торо Садыр-аке. Хозяин поминок выделил двух лошадей и 25 жамбы (золотых слитков) в подарок Тезек-торо. К Шабдану пошёл Сарыбай, в качестве даров он взял еще двух лошадей и 25 жамбы.

Дорогим гостям сказали, что скачки переносятся и перенос этот ни что иное, как маленькая организационная неразбериха.

Тезек-торо хоть и с трудом, но удалось уговорить, Шабдан же не согласился, поднял скандал, особенно возмущался его помощник Бай-аке. Рано утром чуйские гости разобрали юрты. (Обычно богатые, состоятельные гости приезжали со своими юртами.) В момент сборов появился Садыр-аке. Он сошел с лошади и пошел навстречу Шабда- ну. На его шее висела камча (плетка). Идти навстречу с камчой на шее – древний обычай, дословно он означает: «бей меня», плетка на шее – это знак уважения, признания своей неправоты и покорности. Нужны очень серьезные основания, чтобы кыргыз так поступил, но в данном случае на кону стояла честь рода. Шабдан очень уважал Садыр-аке.

Чуйский предводитель уже сидел на лошади, готовый тронуться в путь. Увидев Садыр-аке с плёткой на шее, он соскочил с коня и пошёл навстречу с вопросом:

  • Что случилось, Садыр-аке? Тогда Садыр-аке сказал:
  • Прошу тебя, не сердись, прости наших детей, они сделали нарушение, но ты не уезжай.

Шабдан резко повернулся к Бай-аке и сказал своему помощнику:

  • Остановитесь! Разбирайте юрты!

Чуйские быстро вернули юрты на место и поминки продолжились. Скачки прошли по задуманному плану. Кони стартовали из Кызыл-Суу и финишировали в Тасманын бели.Первым финишировал под вечер рысью Тор-Кашка, конь Чыныбая. Вторым перед заходом солнца появился Кок-Бышты. Третьим, то рысью, то шагом пришел, когда уже стемнело Чай-Буурул. Самая последняя лошадь прибежала, когда люди ложились спать.Так закончился один из эпизодов скаковых побед Тор-Кашка, скакуна Чыныбая из Иссык-Куля.

Скачки  устраивались  на  длинных  дистанциях  менее чем от 30 до 100 чакырымов (километров). Наездниками были зачастую десяти-тринадцатилетние мальчишки. В настоящее время существуют правила, согласно которым скачки проводятся по возрастным группам наездников, дистанция пробега  устанавливается  не  более  чем  от  четырех  до  пятидесяти  километров.

Не менее популярны были скачки иноходцев (Жорго салыш). Кыргызы высоко ценили скаковые качества иноходцев за удобный для всадника (не тряский) и достаточно быстрый ход. Под седлом иноходцы легко проходят до 120 км в сутки.

Скакунами занимались люди, обладавшие большими специальными познаниями, самородным даром и талантом в этой области. Хранители секретов воспитательной работы с лошадьми, изучившие их повадки, имели богатый опыт и навыки. В народе их называли «саяпкер». Саяпкер мог отобрать лошадь в любом ее возрасте, воспитать, вывести на должный уровень обученности и подготовить к скачкам.

По наставлениям саяпкера осуществляется  вся  работа по уходу за лошадьми. Внимательный саяпкер способен изначально уловить редкие качества, если они заложены в жеребенке. Он воспитывает коня и его наездника

  • «чабандеса». Чабандес делает всю практическую работу по претворению в жизнь планов саяпкера. От него зависит исполнение идей по развитию необходимых скаковых или иноходных качеств лошади. Саяпкер тренирует чабандеса, чабандес тренирует коня. Саяпкер тщательно отбирает лошадь, долго ее испытывает, прежде чем дать свою оценку, находит подходящий способ ухода за ней, и начинается кропотливая работа по развитию присущих ей качеств. Обучает иноходца в соответствии с собственными знаниями и методами для достижения высокой цели. Здесь большую роль играет и чабандес, который исполняет наставления и наказы саяпкера, помогает ему и трудится вместе с ним рука об руку. В его ответственность входят тренировка, воспитание, кормление лошадей и уход за ними. Их совместная работа выводит коня на финишную прямую и приносит успех и всенародную славу.

В настоящем пособии бережно собраны, изучены и обобщены советы наиболее известных саяпкеров, работающих  на  территории  всей  республики,  а  также  кыргызских саяпкеров из Китая и Турции, которые любезно поделились секретами по отбору и воспитанию будущих чемпионов. Очень авторитетно мнение 88-летнего аксакала Кочора Алдашева из Иссык-Кульской области. Известный саяпкер отдал всю свою жизнь воспитанию скакунов и иноходцев, и не один раз его питомцы выходили  победителями  на  соревнованиях  разного  класса.

В целях  помощи  нынешнему  поколению  саяпкеров, в этой брошюре собраны  древние  методы  отбора,  воспитания  и  ухода  за  скакунами  и  иноходцами.

 

Язык: Русский, кыргызский

Полная печатная версия данной публикации на русском и кыргызском языках доступна по запросу наgeneral@rdf.in.kg

Контакты

Наши телефоны:

+(996) 312 59-08-28

Наш адрес:

Адрес: Кыргызская Республика г. Бишкек, пер. Геологический 11, офис №1