26.03.2019

Пастбища кочевников Серия «Традиционные знания кыргызов в помощь животноводам»

Пастбища кочевников Серия «Традиционные знания кыргызов в помощь животноводам»

Разработано ОФ «Рурал девелопмент фанд» (РДФ) при финансовой поддержке Фонда Кристенсен.

Рекомендовано к изданию консультационной группой поддержки проекта «Распространение кыргызских традиционных пасторальных и экологических знаний и оказание поддержки сообществам в совместном управлении горных экосистем в Кыргызстане» и Наблюдательным советом общественного фонда «Рурал девелопмент фанд»

Сбор, анализ и изложение: Кенеш Шапаков, РДФ. Научный советник К.А. Алагушев

Народная философия, методы и подходы в отгонно-пастбищном животно- водстве, предложенные в настоящем издании, собраны от хранителей и прак- тиков кыргызских традиционных знаний.

РДФ надеется, что предложенные методы и практические советы помогут возродить, сохранить и улучшить традиционные методы животноводства и образа жизни молодого фермера.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….. 4
Правила кочевья…………………………………………….. 6
Как ночевали в пути………………………………………… 7
Традиции по содержанию пастбищ………………. 13
Классификация пастбищ…………………………………. 13
Определение пригодности  пастбищ……………….. 14
Орошение пастбищ…………………………………………. 18
Народные параметры оценки пастбища через поведение скота………………………………………………  

19

Выпас скота……………………………………………………. 22
Использование зимних пастбищ………………………. 27
Правила содержания овчарни………………………….. 29
Индикаторы использования пастбищ……………….. 29
Народные приметы………………………………………….. 30
Оценка состояния растений 33
Современное использование кочевых традиций 36
Пастбищные травы……………………………………….. 39
Заготовка кормов и их хранение в досоветском периоде…………………………………………………………..  

39

Травы кыргызских гор и степей………………………… 41
Сорные и ядовитые растения………………………….. 48
Рекомендации по борьбе с сорными и ядовитыми растениями…………………………………….  

66

Русско-кыргызский словарь растений………….. 68
Заключение……………………………………………………. 73
Список респондентов……………………………………. 74

ВВЕДЕНИЕ

Испокон веков кыргыз учился у природы содержать животных в природно-климатических условиях своей местности, которые диктовали особенности кормления и ухода в соответствии со временем года и состоянием ландшафта. У кыргызов накопился тысячелетний опыт ведения животноводства круглогодично на подножном корму, при этом не нанося вреда растительности и земле.

Пастбище было одним из главных достояний традиционной культуры животноводства. От состояния пастбищ зависела жизнь животных и материальное благополучие людей, и потому они предпринимали сложную систему мер, поддерживающих их устойчивость. Главной мерой являлось сезонное перемещение (кочевка), для попеременного восстановления растительного покрова. Кочевка зависела от состояния растительности на тех площадях, где выпасался скот в данное время и там, куда дальше двигались стада.

Примерно до 50-х годов прошлого столетия у кыргызов сохранялась самобытная культура ведения хозяйства. Весь скот («төрт түлүк мал») круглый год содержался на пастбище, а ночью под открытым небом на стойбищах, в зимнее время огражденных каменными стенами «таш-короо».

Каждое пастбище имело своего хозяина. Они лучше других знали расположение, сезонность, травостой на всех участках своей земли. Им было известно, какое пастбище для каких животных пригодно, когда и как их использовать, чтобы не произошел перевыпас. И, наконец, к своим пастбищам привыкали сами животные. Они имели привычку возвращаться к излюбленным местам. К примеру, лошади весной в определенное время иногда сами уходили на привычное джайлоо (пастбище).

Важнейшей особенностью пастбищ кыргызов является сезонность их использования. Вследствие различной высотности, а также экспозиции отдельных пастбищных территорий вегетация растительности на них происходит в разные периоды: от одного месяца до 9-10 месяцев. Это обстоятельство неодновременного развития растительности в разных вертикальных зонах исторически обусловило посезонный характер использования горных пастбищ.

Кыргызы постоянно перемещались с одних лугов на другие. Кочевка условно подразделялась на четыре сезона: зимняя, весенняя, летняя и осенняя. Внутри сезонных пастбищ тоже происходили внутренние перекочевки, вызванные главной движущей силой – состоянием джайлоо, сохранением травостоя и другими природными условиями. Само собой разумеющимся принципом было следование снегу и холоду, когда кочуешь вверх, на высокогорные пастбища и вести за собой снег и холод вниз, когда кочуешь обратно.

Для того, чтобы понять состояние пастбищных трав и использовать соответственно природные условия, кочевые кыргызы руководствовались знаниями, которые вошли в традицию народа, населяющего высокогорье. Эти знания передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Одни знания постоянно расширялись, совершенствовались, накапливались, другие уходили вместе с их носителями на- всегда. Знатоки, аксакалы, правители не позволяли никому нарушать правила использования пастбищ, которые строго соблюдались. В сознании и в быту кочевников это был не- писаный закон. Люди перед началом кочевки преклонялись всевышнему и приносили в жертву животных. Перед от- кочевкой чисто убирали территорию проживания, сжигали мусор и лишь затем отъезжали.

До откочевки группа из нескольких человек, или 2-3 знатока, так называемых разведчика, выезжали в места кочевья, чтобы решить, куда вести скот. Места выпаса оценивали по многим показателям: по плотности и высоте травостоя, его равномерности. Например, один из показателей был «чөп тушардан келип калыптыр» (травостой достиг до путовой кости лошади), или «чөп койдун оозуна илине элек экен»

(травостой низкий, даже овца не сможет его подобрать), «жайыт көлдөлөн болуп калыптыр» – (равномерный, плотный, густой травостой высотой примерно 4-5 сантиметра). Затем наступал период кочевки. На весенние пастбища кочевали очень осторожно, так как трава еще была хрупкая, редкая, слабая и выпас мог повредить ее корневой си- стеме. На весенних лугах выпасали не более одного, двух месяцев, после чего уходили на летние и осенние пастбища, на которых была своя методика пастьбы и, наконец, возвращались в зимовья.

В советский же период поголовье скота возросло до не- бывалого уровня и это привело к угасанию тысячелетней традиции кочевого животноводства, утрате богатейшего опыта в этой отрасли.

 

Язык: Русский, кыргызский

Полная печатная версия данной публикации на русском и кыргызском языках доступна по запросу наgeneral@rdf.in.kg

Контакты

Наши телефоны:

+(996) 312 59-08-28

Наш адрес:

Адрес: Кыргызская Республика г. Бишкек, пер. Геологический 11, офис №1